Фото - Этнографическое обозрение. Книга 33. №2 (1897)

 
Этнографическое обозрение. Книга 33. №2 (1897)
Книги / журналы



1200 x 1774
Этнографическое обозрение. Книга 33. №2 (1897)


1200 x 1821
М. Е. Васильев. К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии (из украинских сахарозаводских песен)

Сознание культурной обособленности как со стороны малорусского, так и со стороны великорусского населения, конечно, не формулируется, но на каждом шагу дает о себе знать. Возьмем хотя бы формальный признак национальности — язык; вот что говорит великороссиянин: „их (хохлов) не разберешь, что и говорят", „у нас вон как, у них вон как гуторят", „мы их языка не разбираем", „выворачивают язык"; „хохлы не нравлятся" — чем? — „усем не нравлятся"; „все, какое ни есть, все свое лучше"; „у них хохлов не водится ни игр, — сидят — поглядишь — хитро как-то". Далее рассказывают, как в русской деревне насмехаются над малороссами случайно попавшими туда — „все переймут, как гуторят, и дразнят. Смешанных браков почти не бывает; хохлушке, которая вышла бы замуж за русского — „так ей смутно покажется". Малороссы Курской губ. (собств. Белгородского и Корочанского уездов) называют великороссов — „руськими", „москалями", а женщин — „московками" („пойти в солдаты"— „піти у службу", а не „в москалі", как в Киевской губ.); великороссы же малороссов именуют „хохлами". Малороссы смотрятъ на москалей, как на людей малоспособных, неловких, и указывают

https://archive.org/details/eo_XXXIII_1897/page/n127

1200 x 1821
М. Е. Васильев. К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии (из украинских сахарозаводских песен)

и указывают при этом на тот факт, что, мол, — „як ваш піде у службу, то непремінно вийде гундером, хоч би був такий, що й у мир не годитьця"; „москалив" считают нечистоплотными; в хворостяных бедных малороссийских хатах лучше и чище, нежели в хатах зажиточных великороссиян; хаты последних походят на хлевы; за великороссиянками, как хозяйками, признают лишь одно достоинство — уменье печь хорошие, упругие гречаники.
Браки, как мы уже сказали, между великороссами и малороссами очень редки; в Белгородском уезде рядом стоят два села — Шебекино, населенное малороссами, и Устенки — великороссами; священиик села Шебекина о. Потапов сообщал нам, что, почти за 30 лет своего здесь священства, он не помнит браков между молодежью помянутых сел; если и есть примеры браков, то эти последние были заключаемы между вдовыми, т. е. в тех случаях, когда главную роль в сближении играет материальная сторона (тоже относительно браков см. „Древн. и Нов. Россия" 1879 г. IX, 434—435). Между жителями Шебекина и Устенки до сих пор еще происходят на Рождество кулачные бои.

https://archive.org/details/eo_XXXIII_1897/page/n127